Российские авиакомпании начинают вводить электронные билеты. Предполагается, что пассажирам не нужно будет покупать обычных билетов. Одной из первых о начале тестирования новой технологии заявила компания «Уральские авиалинии». Процедура настолько должна будет упроститься, что пассажирам можно будет в будущем вообще забыть про то, как выглядят билеты. Именно это прогнозирует заместитель коммерческого директора по внешним связям компании Алексей Фомин. Корреспондент «УралПолит.Ru» выяснил у представителя базового уральского авиаперевозчика, чего ждать пассажирам. Алексей Генрихович, расскажите, что такое электронный билет и что предполагает его появление?
Вообще введение электронного билета это не инициатива российских авиакомпаний. Прежде всего, это инициатива международной ассоциации IATA, которая разработала проект STB (Simplifying The Business), в рамках которого первой позицией стояло внедрение технологии электронного билета. IATA вышла на этот проект, изучив перспективы мировой авиации. Этот проект в ситуации растущих расходов авиакомпаний при выполнении пассажирских авиаперевозок это и рост стоимости топлива, и рост стоимости обслуживания в аэропортах. И одним из вариантов сокращения расходов стал отказ от бумажных билетов. А бумажные билеты требуют затрат как при их предполетном использовании, так и в послеполетной обработке. Даже элементарно необходимо нужно было эти билеты напечатать. Тем более это многолистовой документ, который копируется. Сама печать приносит большие затраты, особенно если учесть объемы перевозок лидирующих компаний: по 60–70 млн. пассажиров, представьте сколько на билеты уходило.
После обсуждения на ассамблее IATA, переход на электронные билеты был утвержден в качестве цели. Компании члены IATA к 1 января 2008 года должны внедрить технологии электронного билета. И на этом пути IATA достигла достаточно впечатляющих результатов. На сегодняшний день США и Европа довели процент отказа от бумажных билетов до 60–90. В Америке это уже 90–95 Бурно реагирует на введение электронного билета Китай, за счет того, что гражданская авиация там быстро развивается.
В России не так много членов IATA среди почти 200 компаний, всего 7. Компании сами принимают решение об участии в программе электронного билета. В зависимости от того как компания видит стратегически свое присутствие на международном рынке. По сути дела, если компания не вводит электронные билеты, то она остается только на внутреннем рынке. Если же компания видит себя в международной кооперации, если компания хочет летать за рубеж, то электронный билет необходим.
Именно поэтому наша авиакомпания вступила на этот путь. И на сегодняшний момент мы первыми в России открыли продажи электронных билетов на рейсе Екатеринбург Дубаи Екатеринбург. И для служебных пассажиров на направлении Екатеринбург Москва Екатеринбург.
Все компании преодолевают этап, когда необходима отработка с провайдером отработка этих технологий, создания сервера электронных билетов, создание учетных систем, обрабатывающих билеты.
Кроме того, необходимо отрабатывать с аэропортами введение электронного билета. Поскольку на сегодняшний день уровень подготовленности аэропортов к работе в рамках электронного билета очень разнится: где-то полный ноль, где отвечают нам, что эта технология вовсе не интересна, где-то мы получаем положительные ответы. Так вот Дубаи ответил положительно. На первый же запрос аэропорт ответил о своей готовности поддерживать тестовые испытания этих технологий с последующей он-лайн работой нашего сервера с сервером аэропорта Дубаи. Так что там можно полностью отслеживать перемещения пассажира. Как только пассажир проходит регистрацию, эта информация попадает на сервер и виртуальный билет, меняет свой статус, меняет свой код. И это показывает, как пассажир движется в процессе перевозки, и мы как владельцы этой информации можем отслеживать через доли секунды. Видим, что пассажир зарегистрировался, сел в самолет, причем именно на борту, а не потерялся где-нибудь в туалете. Все это почти мгновенно мы узнаем.
По направлению Москва и Санкт-Петербург пока только для служащих авиакомпании работает эта технология. Связано это с тем, что в этих направлениях летят тысячи пассажиров, и если массово применить электронный билет, то могут произойти сбои. Поскольку аэропорты не готовы пока. Сегодня аэропорты предлагают полуавтоматические технологии, предполагающие полумануальные технологий. И экспериментировать на массовых направлениях с пассажирами опасно. Ведь за каждым билетом стоят деньги, и вся схема контроля должна работать очень четко: возможны мошенничества и махинации, которые могут приводить к финансовым потерям как пассажира, так и авиакомпании. Поэтому пока на этих направлениях мы отрабатываем технологию на служебных пассажирах. И даже на этом этапе, хотя количество таких пассажиров в разы меньше, появляются недочеты и непонимания на разных этапах прохождения в аэропортах. Тем более что в аэропортах меняются кадры. По старой привычке начинают отрывать кусочки от маршрутной квитанции.
Есть и более крупные ошибки: пассажира принимают на перевозку без проверки его бронирования, пассажир говорит, что у него электронный билет, и его пускают.
Но в будущем мы планируем массово вводить электронные билеты и на международных рейсах, и на Москву, и в Сочи.